Новые технологии психокоррекционной работы.

Новые технологии психокоррекционной работы для студентов-будущих педагогов по физической культуре с использованием ресурсно-ориентированного подхода.

За последние годы резко выросло количество применяемых в психокоррекционной работе физкультурно-оздоровительных технологий, комплексов, основанных на различных системах западной и восточной культуры (йога, цигун и другие). С другой стороны, растет и потребность в них, в том числе у детей и подростков школьного возраста.

В рамках ресурсно-ориентированного подхода в психокоррекции обосновано положение  о том, что уроки физической культуры могут дополнительно для школьников решать задачу освоения навыков телесно-эмоциональной саморегуляции (М.Е. Сандомирский, 2013). Для этого необходимо включение соответствующих компетенций в программу вузовской подготовки преподавателей физической культуры. И конечно, не меньшую роль играет способность педагога использовать техники саморегуляции, зависящая от его собственного психоэмоционального состояния, развития навыков самоконтроля состояний и устойчивых особенностей личности. (Освоение подобных навыков целесообразно также в аспекте гармоничного развития личности педагога.)

Для оценки готовности будущих педагогов по физической культуре к освоению психологических технологий и последующему внедрению их в учебный процесс, мы провели тестирование и анкетирование студентов на базе факультета физической культуры и спорта Орловского Государственного университета. Целью этого исследования было  оценить уровень психологической, коммуникативной компетентности и эмоциональное состояние бакалавров факультета.

В анкетировании на первом этапе исследования приняло участие 50 человек, студенты 3 курса факультета физической культуры и спорта.

Анкета (разработана на основе упомянутых рекомендаций М. Е. Сандомирского) состояла из 12 вопросов, которые отражали проблемы связанные со взаимоотношениями учеников и детей, учеников и родителей, учеников и преподавателей, и ряд вопросов связанных с понимание тех психологических проблем, которые  ученик относит к своим собственным.

Из 50 опрошенных человек около 45 % подтвердили предположение о наличии у них проблем в общении и построении уроков по физической культуре у детей начальных классов в общеобразовательной школе. Остальные   уже либо имели опыт работы с детьми, помимо практических программ вузовского образования, либо работают в педагогических структурах. Около 85% опрошенных указали на наличие психологических проблем у них самих и их сверстников, заключающихся в отсутствии желания учиться, неумение общаться, вспышки  злости, а порой и ярости товарищей по учебе. Такое же количество студентов указали на имеющиеся стрессовые переживания в сфере семейной жизни, которые связаны с разводом родителей или отсутствием одного из них, непонимание со стороны родителями и отсутствие у них желания понимать, выслушивать проблемы детей.

Также на факультете физической культуры и спорта Орловского Государственного Университета на 3 курсе ежегодно проводилось тестирование обучающихся для определения уровня тревожности (по Тейлору). Так, в 2012-2013 учебном году  уровень тревожности у студентов 3 курса данной специальности (число обследованных — 40) распределился следующим образом: 20% (8 студентов) имеют высокий уровень тревожности, 75% (30 человек) — средний уровень, и 5% (2 человека) — низкий уровень тревожности.

Полученные данные в известной мере могут быть обусловлены теми факторами, на которые студенты указывали в своих анкетах. Но это лишь одна сторона проблемы. С другой стороны, очевидна важность и необходимость психокоррекционной работы со студентами в данном направлении. Опыт этой работы может оказаться полезным не только для преподавателей факультета, но и для наших выпускников.

Одним из возможных выходов из ситуации способна стать психокорекционная работа со студентами в процессе вузовского обучения  на занятиях физической культурой, ЛФК, массажа, спецкурсах йоги. В процессе активной физической деятельности сознание человека переключается на анализ своего собственного телесного состояния. Другими словами, наступает состояние транса,  в котором происходит гармонизация активности правого и левого полушария головного мозга. При использовании определенных упражнений в завершающей части занятия появляется возможность сделать этот процесс более осознанным при помощи направления своего внимания на телесные ощущения и зрительные образы. Затем на теоретических занятиях проводить опросы для выявления наиболее часто повторяющихся ощущений и восприятий, тем самым корректировать вытесненные, забытые  жизненные ситуации, делая их более осознанными.  Подобную работу целесообразно проводить и на занятиях по массажу в лечебных учреждениях и факультетах физической культуры и спорта, ведь массаж это и есть  вид пассивной физической культуры.

Опыт этой работы может оказаться полезным не только для преподавателей ВУЗов, но и для учеников, которые придут к подготовленным в психологическом плане педагогам. В свете изложенного практикуемая нами система подготовки бакалавров по психологической саморегуляции представляется теоретически обоснованной и практически целесообразной.

Резюме

Для оценки готовности будущих педагогов по физической культуре к освоению психологических технологий и последующему внедрению их в учебный процесс, проведено тестирование и анкетирование студентов факультета физической культуры и спорта. Выявлена значительная распространенность ситуационных и личностных психологических проблем (85% опрошенных), способных влиять на педагогическую деятельность, а также высокий уровень тревожности у 20% студентов. Результаты исследования являются обоснованием целесообразности психокоррекционной работы со студентами, как составной части учебного процесса.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =