Двигательная активность и здоровье

Двигательная активность и здоровье

Авторы: Петрище И.П., Бирюков М.А

Аннотация

В работе рассматриваются теоретические основы влияния двигательной активности на организм человека, опыт изучения данной проблемы студентами факультета физической культуры и спорта Орловского государственного университета и практического применения полученных знаний для оздоровления учащихся школы-интерната.

Одним из механизмов уравновешивания системы «организм – среда» является движение. Это универсальное свойство является особенностью не только высокоорганизованной материи, но и в наиболее общей форме необходимым условием самой жизни в любых ее проявлениях. В процессе эволюции на Земле могли выжить только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалось более высокой.

С появлением на земле Человека разумного получила развитие новая форма адаптации к факторам внешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилось сознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческой культуры, важнейшей составной частью которой является культура физическая.

Становление человека, несомненно, происходило при его высокой двигательной активности, которая была необходима условием его существования, т.е. биологического и социального процесса. Тончайшая сработанность всех систем формировалась в ходе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Потому что, именно двигательная активность оказывает мощное тренирующие воздействие на системы жизнеобеспечения. Она же является важнейшим фактором эволюции человека и на современном этапе его развития, т.к. способствует формированию популяции, степень устойчивости которой к факторам внешней среды повышается.

В  условиях  современного  мира  с  появлением  устройств,  облегчающих жизнь и деятельность людей   (компьютер,   техническое   оборудование)    резко сократилась  двигательная  активность  человека. Это, в конечном итоге,  приводит  к  снижению  функциональных возможностей человека, а  также  к  различным  заболеваниям.

Если человек ограничен в естественной потребности движения, его природные задатки не развиваются и постепенно утрачиваются. Двигательная активность – эффективное средство сохранения и укрепления здоровья человека, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательное условие здорового образа жизни. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме, снижению качества и продолжительности жизни. Движение является одним из главных условий существования человека и прогресса в его эволюции.

Такой человек дряхлеет физически. У него ухудшаются функции и структуры кожи вплоть до появления пролежней. Возможно избыточное развитие подкожно – жирового и ожирение. Снижается тонус, сократимость и сила скелетных мышц, изменяются физико – химические свойства мышечных белков, часть мышечных волокон рассасывается или заменяется жировой тканью, и нарушается координация движений. Наступают изменения в костно – суставном аппарате, ухудшается подвижность в суставов, прочность суставных сумок, из костной ткани вымывается кальций. Ослабевает миокард, появляется сердцебиение, изменение сосудистого тонуса, в более тяжелых случаях – застойное явление в большом и малом кругах кровообращения  с опасностью образования тромбов и воспалительных процессов. Появляется отдышка даже при небольших физических усилиях, снижается жизненная емкость легких, легочная вентиляция, могут возникать воспалительные явления в дыхательной системе ( ЛОР патологии, бронхиты, пневмония) Нарушается работа органов пищеварения : ухудшается аппетит, двигательная и секреторные функции желудка и кишечника, появляется склонность к запорам, ослабевают функции печени и поджелудочной железы. Ухудшается работа почек и мочевыводящих путей, создаются условия для развития в них патологических процессов. Изменяются состав и функции крови, гуморальный и клеточный иммунитет, снижается устойчивость организма к инфекции и другим неблагоприятным факторам внешней среды.

По данным современных исследований, дефицит двигательной активности приводит к тому, что у 5-8 % старшеклассников обычных школ и у 14 – 18 % учеников специализированных школ наблюдаются гипертонические реакции сердечно сосудистой системы. Одновременно отмечается, что артериальное кровяное давление у современных школьников на 10 -20 мм.рт.ст. выше, чем было 10-15 лет назад. До 15 % учащихся школ имеют избыточную массу тела, а заболеваемость у них в среднем на 15 % выше, чем у обычных школьников. Примерно у 30 % ребят встречаются хронические заболевания носоглотки, у 15 – 20% нарушено зрение, у 12 – 22 % отмечается нарушение осанки.

Как видим, снижение двигательной активности (гипокинезия) в той или иной степени ухудшает состояние организма в целом. А из этого логически следует вывод : двигательно–силовые нагрузки необходимы не только для поддержания нормального состояния опорно – двигательного аппарата, но и всех других органов и систем.

Но и превышать пределов двигательной активности столь же вредно для здоровья, как и гипокинезия. Происходящий при этом срыв адаптационно – приспособительных реакций организма может проявиться в самых разнообразных формах: в виде переутомления, вегетативно сосудистой дистанции, изменений электрокардиограммы, снижения иммунитета и т.д.

Поэтому, рациональное использование уже известных, а так же разработка и внедрение новых средств, форм и методов повышения двигательной активности,  дальнейшие изучение их влияния на организм человека в современных условиях, не только не теряет смысла и значения, но и еще большее значение это имеет при обучении студентов факультета физической культуры и спорта, направленность и содержание будущей профессиональной деятельности которых,  наиболее близко касается рассматриваемая проблема.

При изучение ее, мы базируемся на следующих основных концептуальных положениях:

Во – первых, двигательную активность мы рассматриваем как совокупность, сумму всех движений, совершаемых человеком в процессе жизнедеятельности за определенный промежуток времени (час, день и т.д.) , при этом подчеркивается, что двигательная активность является важнейшей составной частью Здорового Образа Жизни (ЗОЖ), т.е. такого образа жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья.

Во – вторых, рассматривая из дидактических соображений влияние двигательной активности на отдельные органы, мы в то же время руководствуемся интегративным подходом, основу которого составляет понимание организма как целостной саморегулирующейся системы, в которой все органы находятся в сложных взаимосвязях при ведущей роли нейрогуморальной регуляции всех функций.

В – третьих, особенно подчеркивается значение оптимума двигательной активности как суммы всех двигательно-силовых нагрузок, удовлетворяющих индивидуальные физиологические и психологические потребности человека в движениях, не превышая при этом его функциональных возможностей с учетом возраста, пола, состояния здоровья, вида деятельности и т.д., при этом обращается внимание на отрицательные последствия избыточности или недостаточности двигательно-силовых нагрузок.

В – четвертых, при обсуждении этих вопросов на семинарах мы стремимся к тому, чтобы студенты не просто пересказывали содержание лекций (ресурс которых ограничен), но и использовали знания, полученные на предшествующих этапах обучения при изучении таких дисциплин как анатомия, общая, возрастная и спортивная физиология, теория и методика физического воспитания, основы медицинских знаний, а так же ориентировались на применимость этих знаний в курсах спортивной медицины, оздоровительной и лечебной физкультуры, массажа и т.д.

Такое использование межпредметных связей повышает качества образования студентов, делает обучение дисциплин медико– биологического цикла более осмысленным, практически значимым. Руководствуясь при этом основополагающими научными данными, вытекающими из работ отечественных и зарубежных исследователей по физиологии движения , подчеркивает главную мысль : любое движение, любая силовая нагрузка вызывает поток импульсов из рецепторов опорно-двигательного аппарата в центральную нервную систему (головной или спинной мозг), а из нее по средствам центробежных нервов и путем изменения внутренней среды организма – к исполнительным органам. Конечным итогом этого является количественно – качественные изменения в их структурах и органах.

В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы, деятельность живого организма от сопровождается не только прогрессивными функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные процессы и резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов — на единицу выполняемой работы затрачивается меньше энергии, быстрее идут восстановительные процессы.

Под влиянием двигательной активности увеличиваются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, возрастает активность желез внутренней секреции, конечных процессов пищеварения, интенсифицируется обмен веществ, ускоряется выведение конечных продуктов обмена  через органы выделения.

Двигательная активность является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека. Во время движения происходит раздражение проприорецепторов скелетных мышц, интерорецепторов внутренних органов и рефлекторно через ЦНС стимулируются жизненные процессы в клетках, тканях, органах, составляющих различные функциональные системы организма. Повышается обмен веществ, в частности – окислително  восстановительные процессы. В зависимости от интенсивности и объема движений потребление кислорода возрастает от 250—300 мл/мин (в покое) до 5—6 и даже до 7,2—7,5 л/мин. Усиливаются катаболизм и анаболизм в субклеточных структурах, что приводит к обновлению клеток и росту их биоэнергетического потенциала. И. П. Павлов указывал, что для сохранения жизнедеятельности каждая клетка должна интенсивно функционировать, так как при этом происходит более полноценное восстановление ее исходных ресурсов.

Под действием двигательной деятельности происходит интенсивное выделение инсулина поджелудочной железой, что обеспечивает высокий уровень углеводного обмена, усиливает процесс утилизации глюкозы в мышечной ткани. Гормоны щитовидной железы повышают уровень всех видов обмена. Интенсифицируется работа системы гипофиз – надпочечника, других желез внутренней секреции.

Вегетативное обеспечение двигательной деятельности осуществляется прежде всего системами кровообращения, дыхания, крови и регуляторными влияниями нервно-гуморальных механизмов.

Мощная афферентация, поступающая в процессе двигательной деятельности от проприорецепторов мышц, суставов, связок, рецепторов внутренних органов, направляется в кору больших полушарий. На этой основе кора формирует функциональную систему, объединяющую отдельные структуры головного мозга, все моторные уровни ЦНС и избирательно мобилизирующую отдельные мышечные группы. Одновременно нейрогенное звено управления воздействует на центры, регулирующие кровообращение, дыхание, другие вегетативные функции..

Двигательная деятельность обеспечивает повышение работы сердца. Частота сердечных сокращений увеличивается с 60—80 (в покое) до 120—220 в минуту, ударный объем — с 60—80 до 100—150 мл, минутный объем сердца — с 4—5 до 25—30, и даже до 40 л в зависимости от мощности и продолжительности двигательной активности. Высокие величины работы сердца обусловлены повышением артериального давления, увеличением скорости тока, объема циркулирующей крови, притока  к правым отделам сердца. Работающие мышцы при этом снабжаются кислородом в 10— 15 раз интенсивнее, чем в покое.

Систематические занятия физическими упражнениями, особенно спортом, со временем приводят к экономизации деятельности сердца как в покое, так и при нагрузке. Сердце тренированного человека обладает большими резервами, чем  не занимающегося регулярными физическими упражнениями, и охарактеризовано Г. Ф. Лангом как «спортивное» сердце. «Спортивное» сердце отличается меньшей частотой сокращений  (брадикардия менее 60 в минуту) в покое, небольшой гипертрофией и увеличением количества капилляров миокарда. При этом возрастают скорость и амплитуда сокращения, а также скорость и величина диастолического расслабления. За счет увеличения массы сердца общая его работа в условиях покоя до 40 % экономичнее. На 100 г массы миокарда сердце потребляет в 2 раза меньше энергии, чем у нетренированного. В основе такого роста резервов миокарда лежат повышение мощности кальциевого насоса в саркоплазматической сети, увеличение количества митохондрий и активности ферментов, ответственных за транспорт субстратов окисления. Имеет значение так же прирост растяжимости сердечной мышцы и объема сердца. Соответственно увеличивается его ударный объем сердца.

Оздоровительное влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему проявляется и в снижении темпа склерозирования сосудов, которое обусловлено в определенной степени отложением в их стенках холестерина. Чем выше концентрация холестерина в плазме крови, тем больше опасность развития атеросклероза. Гиперхолестеринемия 6—7 ммоль/л (против 3,5— 3,9 ммоль в норме) приводит к быстрому развитию атеросклероза. Склерозированные сосуды имеют узкий просвет и неадекватно реагируют на нервные и гуморальные стимулы, что обусловливает нарушение кровотока и лимитирование кровоснабжения органов. Десятиминутная двигательная активность в виде физических упражнений способствует снижению уровня холестерина в крови. Особенно ярко этот эффект проявляется при длительной двигательной активности в виде бега. Увеличенное потребление кислорода организмом приводит к извлечению из жировых депо липидов и их расщеплению в процессе обмена веществ. Приобщение человека к организованной двигательной активности на всех этапах онтогенеза физиологически обосновано, поскольку установлено, что даже у 50 % детей в возрасте 10—11 лет обнаруживается гиперхолестеринемия.

Функциональная система, обеспечивающая реализацию двигательной деятельности, включает определенные параметры дыхания и крови. В момент начала движений в первую очередь активизируется дыхание. Оно учащается и углубляется. Дыхательные мышцы имеют тесную функциональную связь со скелетными мышцами, деятельность которых рефлекторно через дыхательный центр возбуждает мышцы дыхания. При этом увеличиваются дыхательная поверхность легких, частота, глубина, минутный объем дыхания, эффективная альвеолярная вентиляция легких, а также утилизация кислорода из альвеолярного воздуха с 3—4 до 4—5 %. Усиление дыхательных экскурсий обеспечивает повышенный приток крови к сердцу. В результате координированной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем оптимизируются процессы доставки кислорода в ткани. Дыхательная поверхность крови увеличивается за счет относительного эритроцитоза. Кислородная емкость крови может незначительно (на 1—2 %) превышать стандартную величину (18— 20 %). Но вследствие усиленной утилизации кислорода в тканях повышается артериовенозная разница по кислороду. При длительной и интенсивной двигательной активности выделяющиеся в кровь из работающих мышц и внутренних органов продукты обмена через хеморецепторы рефлексогенных зон возбуждают дыхательный центр. При предельных двигательно-силовых нагрузках у тренированных спортсменов высокого класса частота дыхания достигает 60 в минуту, а глубина дыхания — 50 % от жизненной емкости легких.

Приведенные и, конечно же, многие другие данные показывают, насколько глубокое и разностороннее воздействие на организм оказывает двигательная активность. Это влияние реализуется во всех формах двигательной деятельности и детей, и взрослых. К ним относят свободные подвижные игры, все виды гимнастических упражнений, уроки физкультуры в процессе учебной и трудовой деятельности занятия спортом, пешеходные прогулки и др.

Большое значение двигательной активности имеет и в лечении больных людей. Но у них этот физиологический метод оздоровления не может использоваться в такой мере, как у здоровых. Потому все формы двигательной активности у больных, могут быть использованы в ограниченных пределах, что составляет суть лечебной физкультуры (ЛФК). При значительном функциональных возможностей организма больного можно использовать так называемое пассивные виды и способы ЛФК, т.е. осуществляемые с посторонней помощью без существенных усилий больного человека. К ним относится пассивная гимнастика, механотерапия, массаж и др. Характерно, что и таким путем может быть получен лечебный эффект, практически не уступает результатам активной двигательной деятельности больного.

Среди методов пассивной кинезотерапии и кинезопрофилактики, важнейшие место занимает массаж. Это лечебно – профилактический метод, заключающийся в механическом воздействии на различные области тела и проводимы руками массажиста или специальным аппаратом. Являясь по существу часть лечебной физической культуры (ЛФК), массаж оказывает многообразное и разностороннее воздействие на организм и на его отдельные органы в целом и на его отдельные органы и системы — в частности.

Непосредственным объектом массирования является кожа, а опосредованным – глубжележащие анатомические образования.

Под действием массажа происходит очищение кожи, раскрываются выводные отверстия сальных и потовых желез, активизируется обмен веществ в ней за счет усиления тока крови и лимфы, улучшаются анатомические структуры и физиологические функции кожи, Растирание через кожу подкожной клетчатки ведет к размягчению и рассасыванию жировых отложений, что делает более доступным структуры опорно–двигательного аппарата и другие глубжерасположенные анатомические образования.

Массажные движения на мышцы препятствует их атрофии, нормализует тонус, повышает сократимость, мышечную силу и т.д. Сухожилия, связки, суставные сумки становятся более прочными и эластичными, а суставы более подвижными. Рассасываются отеки и патологические отложения в них. Уменьшается последствие микротравм и др.

Большое влияние массаж оказывает на крово- и лимфообращение. Вследствие растирания кровеносных сосудов усиливается приток кислорода, питательных веществ в ткани и удалении из них шлаков. Растирание периферических сосудов облегчает работу сердца, уменьшает застойные явления в большом и малом кругах кровообращения, нормализует кровяное давление. Особенно полезен массаж головы, шейно-плечевой области для лиц с гипертонической болезнью, вегето-сосудистой дистонией и т.д.

Массаж передней и задней поверхности грудной клетки и грудного отдела позвоночника улучшает дыхание, насыщение крови кислородом и потому полезен как здоровым, так и больным бронхо-легочными, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.

Массаж живота, поясницы, тазовой области стимулирует работу органов пищеварения, инсулярного аппарата, надпочечников, мочеполовой системы, обмен веществ, выведение из организма шлаков.

Значительное влияние массаж оказывает и на процессы нервной системе. Легкие поглаживания, растирания кожи и соответственно этому небольшое воздействие на заложенные в ней чувствительные нервные окончания, уменьшают возбудимость центральной нервной системы, вызывая в ней торможение – успокаивающее действие. Выжимание, разминание, поколачивания и тому подобные приемы усиливают процессы возбуждения, и длительный, но бережный, мягкий – успокаивает нервную систему.

Для детей массаж является важным условием их нормального роста и развития. Стимулирующее влияние его гармонизирует процессы формирования органов, становление и совершенствование их функций. Нежные поглаживания, легкие растирания и бережные разминания не только положительные анатомо – физиологические сдвиги, но и чувства защищенности. Чем нежнее будут прикосновения к маленькому ребенку, тем спокойней он себя ведет и безопаснее чувствует. Массаж помогает ему расслабиться в ответ на стресс. Улучшает адаптивные возможности его организма.

Следовательно, и у взрослых, и у детей массаж в качестве составной части кинезотерапии и кинезопрофилактики нормализует все защитно-приспособительные механизмы и в норме, и при патологии. У больных он обеспечивает лечебный эффект, а у здоровых благоприятствует нормальному течению физиологических и психических процессов.

На кафедре безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры и спорта Орловского Государственного Университета влияние двигательной активности на организм человека включается в изучение дисциплин «Здоровый образ жизни», «спортивная медицина», «Лечебная физическая культура и массаж»

При этом в курсе Здорового Образа Жизни данная проблема рассматривается преимущественно в общефизиологическом и гигиеническом аспекте (лекции, семинары, рефераты). В курсе Спортивной медицины, соотвецтвенно требованиям Государственного образовательного стандарта, изучение влияния двигательных нагрузок на организм имеет прикладную направленность и ориентировано на использование критериев для оценки состояния отдельных органов и систем, и функциональной готовности организма физкультурников и спортсменов (лекции, семинары, практические занятия). В курсе ЛФК и массажа влияние двигательной активности на человека изучается в лечебно – оздоровительном плане, при этом студенты прослушивают лекционный курс, осваивают влияние ЛФК и массажа на практических занятиях  и завершают прохождение этой дисциплины проведением 10-и дневного цикла оздоровительного массажа в школе – интернат для глухих и слабослышащих детей города Орла.

На основе договора о сотрудничестве между руководством факультета и названных школ-интернатов данная работа проводиться ежегодно в феврале месяце на протяжении 8 лет и охватывает весь контингент учащихся : 87 – 91 в одном интернате и 120 – 126 в другом. При этом на каждого студента приходиться по 2 – 3 ребенка, которым выполняется массаж шейно – плечевой области, позвоночника и спины.

Это оздоровительное мероприятие с удовольствием воспринимается учащимися и положительно сказывается на их состоянии. Учителя и воспитатели отмечают улучшение настроения, поведения, дисциплинированности и работоспособности учащихся, и как следствие этого – тенденцию к повышению показателей успеваемости. Медицинские работники констатируют улучшение здоровья детей : стабилизируется слуховая функция, повышается общий тонус, на 12 -15 % снижается обращаемость за медицинской помощью. За истекшие 8 лет проведения ежегодных курсов оздоровительного массажа названные школы – интернаты ни разу не закрывались на карантины по гриппу и других видов инфекционных патологий.

В свете изложенного практикуемая нами система подготовки студентов по рассматриваемой проблеме представляется теоретически обоснованной и практически целесообразной.

 

 

 

 

Пост опубликован в рубрике Статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =