Интегративность в контексте психокоррекционной двигательной активности личности.

Интегративность в контексте психокоррекционной двигательной активности личности.

Автоы: Сандомирский Марк Евгеньевич (доктор психологических наук, кандидат медицинских наук). Институт групповой и семейной психотерапии,  РФ, г. Москва.

Бирюков Михаил Алексеевич (Член ассоциации специалистов по прикладным нейронаукам при международной академии психологических наук.
Телесно — ориентированный психотерапевт. Преподаватель по аштанга йоге. Специалист по массажу.)

Среди различных видов контактных групп в социуме все большую распространенность приобретают малые тренинговые группы оздоровительной направленности, в репертуар которых входит  телеснная двигательная психокоррекция. Подобная психокоррекционная двигательная активности личности (ПДАЛ) является важным инструментом современной интенсивной интегративной психотерапии и технологий социально-психологической помощи. Многовековой эмпирический опыт ПДАЛ накоплен в парадигме традиционных восточных оздоровительных практик (ТВОП). При этом в целом интегративная психотерапия выступает как интеграция терапии и ТВОП [Сандомирский М.Е., 2016]. В клиническом сеттинге особенно актуально использование ПДАЛ для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами [Сандомирский М.Е., Бирюков М.А., 2014] и заболеваниями опорно-двигательной системы.

В данном исследовании обобщен опыт групповых занятий йогой с элементами телесно-ориентированной психотерапии (метод Ретри). При этом йога рассматривается не только как набор телесно-двигательных упражнений (асаны, крии), но и как психофизическая тренировка, направленная на проработку различных личностных проблем. Уместно вспомнить, что этимология названия «йога» (санскр.) включает как «упражнение», так и «объединение», под которым имеется в виду   соединение телесного уровня бытия с духовным,  иными словами, внутриличностная психосоматическая интеграция [Сандомирский М.Е., 2015]. Интегративность в данном контексте рассматривается как фундаментальная основа использования психокоррекционной двигательной активности личности в русле  интенсивных интегративных психотехнологий.

Феноменологический эмпирический анализ психологических и психосоматических проблем, лежащих в основе мотивации участия в оздоровительных группах рассматриваемого формата, выявил следующий перечень запросов участников групп.

  1. Устранение негативных психофизических, психоэмоциональных состояний и социальных ситуаций

1.1.  Занятия йогой улучшают самочувствие при психосоматических заболеваниях

1.2. Уменьшается дискомфорт и расширяется объем движений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

1.3. Устраняются нарушения сна (проблемы с засыпанием)

1.4. Занятия йогой  помогаю переработать психологические проблемы:

— страхи (социофобия, страх толпы, страх неудачи),

— тревога, депрессивная подавленность и отсутствие смысла жизни.

— психологические проблемы, вызываемые повседневными стрессами,

— детские психологические травмы и проблемы глубинного характера, заложенные в детском возрасте,

— обиды, скрытые комплексы,

— болезненные зависимости.

1.5. Занятия помогает совладанию с микросоциальными проблемами:

— уход от «застревания» в неадаптивной роли,

— разрешение конфликтов,

— уменьшение раздражительности в семейной и рабочей коммуникации,

— освобождение от повторяющихся негативных эмоций и их соматических эквивалентов (телесные «блоки», мышечные «зажимы»),

— устранение бесконтрольных эмоциональных «выплесков» (спотаннного дезадаптивного катарсиса, преимущественно сценарного),

— Пранаяма помогает «успокаивать ум» и интенсивные эмоциональные реакции (острый стресс),

— снятие кумулятивной психической напряженности, хронического стресса,

— избавление от чрезмерной привязанности (эмоциональной зависимости) к людям, фрустрирующей привязанности (с элементами идентификации) к материальным объектам, социальному статусу и жизненным ситуациям.

В дополнение к перечисленным неявным терапевтическим запросам участников оздоровительных групп (при рассмотрении йогической групповой практики как «необъявленной психотерапии» по В.Ю. Завьялову), важным аспектом занятий является личностное совершенствование. Среди адаптивных ресурсов психики, осваиваемых участниками тренинговых групп ТВОП в формате ресурсно-ориентированной системной терапии (по данным феноменологического анализа), приведем следующие:

2.1. Формирование навыка интроспекции («прислушиваться» к своему телу, к внутренним ощущениям и эмоциональным переживаниям)

2.2. Осознание своей телесной индивидуальности, уникальности своего тела

2.3. Принятие себя на телесном уровне

2.4. Усиление самоконтроля в целом

2.5. Повышение самоконтроля в «сложных» переговорах

2.6. Формирование коммуникативной компетентности, преодоление проблем в общении

2.7. Дает спокойствие, энергию, силу, уверенность в себе

2.8. Улучшает контроль эмоций.

2.9. Создает навык релаксации

2.10. Улучшение концентрации внимания, развитие способности фокусироваться на решаемой задаче

2.11. Умение быть «здесь и сейчас»

2.12. Улучшение самодисциплины

2.13. Повышение самооценки и уверенности в себе

2.14. Развитие волевых качеств

2.15. Самоопределение в жизни

2.16. Поиск адаптивных решений ситуаций жизненного выбора, профессиональной деятельности, близких отношений

2.17. Улучшение качества жизни в целом.

 

Очевидно, что запросы первой группы можно интерпретировать как улучшение психосоматической и межличностной интегративности, в то время как ресурсы второй группы — улучшение внутриличностной интегративности. В формировании тех и других играют роль следующие механизмы:

1) Телесные движения и позы в ТВОП обладают рефлекторным психомодулирующим эффектом, основанным на инстинктивно-обусловленных соматопсихических соответствиях [Сандомирский М.Е., 2016б].

  1. Благодаря этому при их систематическом применение формируются навыки телесно-эмоциональной, психосоматической саморегуляции.
  2. В процессе практики проживаются коррекционные психические состояния, как универсальная форма, наполняемая индивидуальным опытом.
  3. Психокоррекционный эффект последних в значительной мере связан с феноменом замещающего онтогенеза (по А,Р. Лурии, А.В. Семенович), основанным на физиологической возрастной регрессии, возникающей при имитации психомоторного репертуара ребенка раннего возраста. Этот феномен, изначально эмпирически обнаруженный в ТВОП, используетсыя как в классической телесной психотерапии [Сандомирский М.Е., 2005], так и в современной нейропсихокоррекции [Сандомирский М.Е., Лебедева Е.С., 2012]. При этом, согласно дифференциации, описаннной еще К.Г.Юнгом [1994], в регрессионных состояниях выделяется регрессия онтогенетическая и филогенетическая [Сандомирский М.Е., 2016б].

 

В формате работы контактных групп оздоровительной направленности, на эти индивидуальные психокоррекционные механизмы накладываются известные социально-психологические феномены [Сандомирский М.Е., 2005].

  1. В результате межличностного взаимодействия происходит интеграция состояний участников группы вследствие обучения по образцу (по А Бандуре) и индукции (по В.М. Бехтереву).
  2. Интеграция состояний происходит также в процессе совместной деятельности, за счет синхронизации двигательной активности происходит синхронизация функциональных состояний (психофизиологический феномен межиндивидуальной синхронизации, описанный как «виртуальный мозг» по О.И. Коекиной).

Таким образом, адаптивный эффект психокоррекционной двигательной активности для участников контактных групп оздоровительной направленности (на примере йоги) связан с механизмами как внутриличностной, так и межличностной интегративности и может рассматриваться как психокоррекционная двигательная интегративность [Сандомирский М.Е., 2016а].

 

 

Литература

  1. Сандомирский М.Е., Бирюков М.А.  Новые подходы к исследованию психосоматического статуса при занятиях телесными оздоровительными практиками  // Психотерапия. Международный конгресс «Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии» Москва, 17—19 октября 2014. —  2014. — № 10 (142).  — С. 53-56
  2. Сандомирский М.Е. Интегративная концепция психосоматических расстройств. — Автореферат дисс… доктора психологических наук. — Ярославль: МАПН, 2016а. – 51 с.
  3. Сандомирский М.Е. Психокоррекционные движения тела и психосоматическая зрелость: интегративный подход // Психотерапия. – 2016б. – №№ 9-10 (в печати)
  4. Сандомирский М.Е. Йогапсихотерапия и «практическая нирвана» как технологии психологической саморегуляции // Психотерапия. Международный конгресс «Интегративное движение в психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия» Москва, 15—18 октября 2015. —  — №12. – С. 90
  5. Сандомирский М.Е., Лебедева Е.С. Онтогенетический подход к психотерапии психосоматических расстройств  // Седьмая волна в психологии. — 2012 — Вып. 9.  По материалам 11-й международной научной конференции — С. 238-245.
  6. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. — 416 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 16 =