ЛЮБОВЬ к СЕБЕ. ( И.Брянчининов)
Любим ли мы себя? — Несмотря на странность этого вопроса — нового и занимательного только как будто по излишеству в нём — до́лжно сказать, что весьма редкий из людей любит себя. Бо́льшая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, сделанное человеку в его жизни, то найдётся, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдёт это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью. Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.
Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей:
«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6).
Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя.
Если не клянёшься и не лжёшь — любишь себя.
Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя.
Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, Который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным.
Если приносишь Богу тщательные и тёплые молитвы из сердца сокрушённого и смиренного, то любишь себя.
Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя.
Если ты милостынею к нищим братьям переносишь твоё достояние с земли на Небо, и твоё тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя.
Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и о́суждение ближнего, на что не имеешь никакого права, правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои.
Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности сделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божьего этот разбор обращается как бы в естественное упражнение.
Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны́́ быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Всё, истекающее из Божественной воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых Отцов; напротив того, всё, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром [см. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 13].
ЛЮБОВЬ к БЛИЖНЕМУ
Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, неду́гующие самолюбием и порабощённые ему, выражают любовь к ближнему исполнением безразборчиво всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно него всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия.
САМОЛЮБИЕ есть искажение любви по отношению к самому себе,
ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ есть искажение любви по отношению к ближнему.
Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие — горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего сделать сообщником этого самообольщения.
Не подумайте, братья, что любовь от самоотвержения приобретает несвойственную ей суровость, а от исключительного исполнения евангельских заповедей утрачивает теплоту, делается чем-то холодным и машинальным. Нет! Евангельские заповеди изгоняют из сердца плотский огонь, который очень скоро потухает при какой-либо, иногда самомалейшей противности; но они вводят огонь духовный, которого не могут погасить не только злодеяния человеческие, но и самые усилия падших ангелов [«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38)]. Пылал этим священным огнём святой первомученик Стефан. Извлечённый убийцами своими за город, побиваемый камнями, он молился. Последовали удары смертоносные; от лютости их пал Стефан полумёртвым на колени, но огонь любви к ближнему в минуты разлуки с жизнью ещё живее воспылал в нём, и возопил он
«громким голосом, — об убийцах своих, — «Господи! не вмени им греха этого»» (Деян. 7:60)
С этими словами первомученик предал Господу дух свой. Последним движением его сердца было — движение любви к ближним, последним словом и делом была молитва за убийц своих.
Невидимый подвиг против самолюбия и человекоугодия первоначально сопряжён с трудом и усиленною борьбою: сердца́ наши, подобно сердцам отцов и праотцов наших, со времени ниспадения родоначальника нашего в греховную область,
«…всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7:51).
они не сознаются в своём падении, с ожесточением отстаивают своё бедственное состояние, как бы состояние полного довольства, совершённого торжества.
Но за каждую победу над самолюбием и человекоугодием награждается сердце духовным утешением; вкусив это утешение, оно уже мужественнее вступает в борьбу и легче одерживает победы над собою, над усвоившимся ему падением. Учащённые победы привлекают учащённое посещение и утешение благодати: тогда человек с ревностью начинает попирать своеугодие и своеволие, стремясь по пути заповедей к евангельскому совершенству, исповедаясь и таинственно воспевая Господу:
«Потеку путём заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце моё» (Пс. 118:32).
Братья! Мужественно вступим в борьбу с самолюбием под руководством Евангелия, в котором изображена воля Божья, благоугодная и совершенная, в котором таинственно жительствует Новый Адам, Христос, и передаёт сродство с Собою всем чадам Своим, истинно желающим этого сродства.
Научимся правильно и свято любить себя: тогда сможем исполнить, относительно ближнего нашего, всесвятую заповедь великого Бога нашего:
«Возлюби… ближнего твоего, как самого себя».
Аминь.