На протяжении всего жизненного пути, человек встречается с различными сложностями. При помощи исследований и наблюдений удалось сформулировать различные психологические стратегии, позволяющие справляться с этими жизненными ситуациями. Когда внешние воздействия ( из социума, окружающей среды) нарушают жизненное пространство организма, он воспринимает это как опасность, угрозу своему Я, своему состоянию, и всему что он считает своим ( целостность, отношения, дорогие для него вещи и т.д.), катастрофу, автоматическим ответом психики становятся психологические защиты.
Психологи считают, что функции психлогической защиты нацелены на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности человека, устойчивости его Я, которое неприменно затрагивает душевное равновесие. Гештальт терапевты считают психологические защиты – уходом от стрессовых ситуаций при помощи искажения контакта с реальностью или его прерывания.
Можно выделить 9 классических способов психологических защит :
- Регрессия
- Подавление
- Реактивные образования
- Изоляция
- Отрицание
- Обращение против себя
- Проекция
- Интроекция
- Реверсия
Защитные механизмы защищают человека от рассогласованности поведения и амбивалентности чувств ( Фрейд), болезненных содержаний ( Адамс), угрозы распада образа Я, ужаса растворения связного Я ( Калшед) дезинтеграции личности
( Домбровский)
Существуют внешнеповеденчиские проявления защит :
- Нетерпеливость, напряжение – двигательное возбуждение, выражающееся в повышении напряжения мышц, неспокойные пальцы, их сосание, кусание, жевание резинки.
- Деструктивность, выражающаяся в агрессивных действиях.
- Апатия, безучастное отношение к ситуации, равнодушие к событиям,
- Фантазирование о желаемом или отвлекающие грезы.
- Стереотипные формы поведения — более частое повторние одних и тех же действий, повседневных ритуалов.
- Регрессия – возврат к формам поведения, характерным для более раннего возраста.
Эти поведенческие реакции – внешнее выражение психологических защит, но иногда сами эти действия могут иметь самостоятельное защитное значение (В.А.Кулганов)
Рассматривая виды психологических защит, стоит обратить внимание на то, что каждый из ее видов имеет жизненную локализацию, а точнее сферы жизни человека в которых одни проявляются чаще других.
- Психологические защиты, связанные с внутриличностным уровнем представления психологичской проблемы.
а) Подавление или вытеснение – перенесение конфликта в область подсознания, где чувства становятся сдержанными, но свою силу не теряют. В широком смысле этого понятия механизм подавления может использоваться и в отношении восприятия текущего опыта – когда человек не замечает того, что может вызвать болезненные переживания.
б) Отрицание – Этот вид психологической защиты является как бы продолдением предыдущего, более усиленного действия. Попытка игнорировать очевидные факты, отрицать их действительный смысл.
в) Рационализация – вариант обесценивания. Этот вид защиты встречается чаще у лиц интеллектуально развитых с логическим мышлением. Попытка найти утешительное логическое обьяснение происходящим событиям, который вызывают внутренний дискомфорт.
г) Реактивное образование – попытка человека противостоять обстоятельствам, совершая поступки, прямо противоположные тем, к которым эти обстоятельства его вынуждают.Человек пытается избавиться от эмоционального напряжения тем, что начинает делать все наоборот, вопреки очевидным фактам и наперекор требованиям окружающих.
- Психологические защиты в межличностных отношениях.
Основная цель защит в этой жизненной сфере – защита самооценки от изменений, которым ее подвергают партнеры по общению в группе, коллективе и т.д.
а) Проекция – попытка человека сделать других ответственными за его проблемы, переложить на них вину за свои собственные ошибки. Неприемлемые импульсы приписываются другим людям.
б) Идентификация ( отождествление) – принятие на себя чужой роли. Попытка человека моделировать свое поведение по образу другого человека, как правило более авторитетного для него. ,, Объединиться с сильным – значит найти себе защитника,, .
в) Замещение – вымещение своего недовольства на ком – то более слабом или уязвимом. Это один из наиболее распространенных видов наблюдаемый в бытовых конфликтах.
- Психологические защиты связанные с возрастным личностным развитием.
а) Фантазирование – безобидный вариант защиты. Временный уход от реальности в мир фантазий.
б) Регрессия — ,,возврат в детство,, — временный переход к псевдодетской логике и стилю поведения.
в) Фиксация – приостановка психологического развития на одной из пережитых стадий ,, детских стадий,, — препятствующая принятию на себя ответственности и способствующая сохранению инфантильных черт личности.
- Психологические защиты, связанные с адаптивной деятельностью.
а) Отреагирование — ,, выпуск пара,, путем трансформации неприемлемых для сознания подсознательных импульсов в более приемлемые для человека.
б) Сублимация – наиболее совершенный вариант психологической защиты, когда адаптивный результат достигается в процессе активной деятельности, одобряемой обществом – путем направления энергии на работу, творчество.
Отдельным пунктом можно выделить виды универсальных психологических защит ,, Постоянные психологические защиты,, — Юмор, альтруизм, фанатизм, ирония, постоянная улыбка, высокомерие, дерзость.
Так же существуют ряд психологических защит, которые многие авторы выделяют не как защитные механизмы, а напротив, как нарушения взаимодействия внутреннего Я с внешней средой:
- Интроекция – некритичное, неразборчивое усвоение человеком чужих взглядов, мнений, установок.
- Слияние— человек проникает установками другой личности настолько, что становиться от нее психологически зависимым. Как бы жить чужим мнением.
- Дефлексия (уклонение) – уход от общения с окружающими, закрытость.
- Ретрофлексия – тот случай когда человек сталкивается с невозможностью, запретом удовлетворения каких либо своих стремлений и потребностей, он направляет их нереализованную энергию на самого себя. Это напрямую приводит к формированию психосоматических нарушений.
С одной стороны защитные механизмы используются организмом для защиты, но с другой могут служить и источником психологических проблем. Большинство психологических защит являются инфантильными, так как повторяют определенные черты детского поведения. Еще Фрейд говорил о ,, недостаточной зрелости,, большинства видов психологических защит, связанных с детским способом мышления. Связанно это с тем, что формируются они в детстве.
К более зрелым и соответственно ,,взрослым,, видам психологических защит является Сублимация. При этом разрядка вытесненных, неудовлетворенных подсознательных желаний происходит через активную деятельность, что соответствует поведению зрелой личности. Сублимация достигается либо спонтанно, либо благодаря вмешательству психотерапевта (,,наставившего на путь истинный,,).
Человек использует психологические защитные механизмы неосознанно ( подсознательно), в нужный, тревожный момент они включаются с целью защитить организм. В прошлые века, древние времена для активного использования психологической защиты, нужен был короткий промежуток времени, так как включалась естественная реакция организма Бей – Беги. После чего, наступала релаксация и снятие психологической защиты, нужда в ней как бы пропадала, да еще и происходила активная эмоциональная разрядка, через рефлекторные механизмы. В настоящее время, для того чтобы соответствовать нормам социального поведения и общения, нам приходиться тормозить реакцию ,,Бей – Беги,,, соответственно оставляя в рабочем (включенном ) режиме психологические защиты. Мозг начинает воспринимать это как привычное явление и при первом ,,удобном,, ( тревожном) случае включает их вновь, даже тогда, когда человек, по сути, в них не нуждается.
,,Защитные механизмы, не редко, применяются без учета реальной ситуации (,,на всякий случай,,), тогда они мешают человеку осознать его важнейшие потребности, приводят к отказу от деятельности и могут вызвать формирование патолгического характера (психопатия) или временного психического расстройства ( невроз),, ( В.А.Кулганов, В.Г.Белов)
,,К способам психологической защиты ( самопомощи), которым надо учиться, относиться осознанное отреагирование ( аффективная разрядка). Обучение некоторым способам именно такого отреагирования и составляет сущность телесно – ориентированной психокоррекции,, (Сандомирский М.Е.)