Мы часто слышим, что в психологических проблемах отдельного человека ,,виноваты,, общество, порождаемый техническим прогрессом современный образ жизни и культивируемый массовым сознанием образ мыслей, но это еще не дает нам ясного представления о путях решения и выхода из этих проблем. Классики философии говорили : ,, Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя,, . И если психологические проблемы порождаются неустранимыми причинами вне человека, то может ли он избавиться от них собственными силами? Или все это нескончаемые попытки, приносящие лишь временное улучшение с последующим неизбежным возвратом к старому?
При помощи определенных телесно – психологических техник и методов человек действительно может человек избавиться от болезненных травм прошлого. Может он и достаточно успешно управлять своим самочувствием в настоящем, создавая физический и душевный комфорт. Может и ,, достраивать,, себя самого, совершенствовать собственную личность. Но…….
Все это требует затрат…серьезных затрат определенных ресурсов.
Здесь и складывается парадоксальная ситуация потенциально – энергетической ямы препятствующей выходу из душевного тупика, сохраняющая психологические комплексы в их первозданном виде. Другими словами, возникает ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ МЕХАНИЗМАМИ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТЬЮ К ИЗМЕНЕНИЯМ.
Как гласит древняя мудрость , ,, времена меняются и мы меняемся вместе с ними,,. Но меняемся пассивно, под влиянием каких либо обстоятельств. Когда же человек хочет измениться по своей собственной воле, он должен приложить к этому не малые усилия. Несмотря на то, что подсознательные глубины психики являются поистине неисчерпаемым кладезем ресурсов, но доступ к этим ресурсам затруднен. Особенно в начале долгого пути личностного роста, пока еще не преодолены ВНУТРЕННИЕ БАРЬЕРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ, пока не набрана ,,критическая масса,, внутренней трансформации.
Существует главный принцип ,, Взрослого человека,, — опора на собственные силы, но часто на определенном этапе разрешения различных психологических проблем бывает полезна опора внешняя. Каждому человеку свойственно в трудную минуту искать помощи и поддержки, подобное поведение закреплено на инстинктивном уровне. Имеется в виду, не инфантильный поиск воображаемых ,, родителей,, ( защитников, спасителей, покровителей), а вынесение внутренних психологических проблем на обозрение окружающих. Тогда поддержка, которая приходит извне, помогает человеку пробиться через собственное внутреннее непонимание.
Эта опора на других людей не заменяет для личности собственных усилий, а имеет для него скорее символическое, вспомогательное значение в споре с самим с собой. И здесь важен БАЛАНС АВТОНОМИИ И КООПЕРАЦИИ, способность принять на себя ответственность и готовность довериться другим людям. Упование на помощь извне чревато зависимостью, инфантильностью, но и отказ от внешней поддержки, помощи это тоже ограничение выбора, снижение адаптивных возможностей. Именно в поддержании равновесия между способностью принимать и способностью отдавать или движения ,,к людям и от людей,, и заключается рецепт успешной психологической адаптации, а заодно и действительная зрелая личность.
Если общество порождает многие психологические проблемы нашего времени, то оно же ожжет и помочь их решить. Но не абстрактное общество в целом, с которым человек непосредственно не сталкивается, а конкретные социальные группы, где РЕАЛЬНЫЕ люди соприкасаются ,,лицом к лицу,, . Человеку нужно что – то большее, чем он сам. Нужно объединение других людей, общение с ними. Общение искреннее и эмпатическое, в котором большую роль играют невербальные компоненты взаимодействия. Общение как необходимый вид человеческой деятельности, без которого жизнь человека просто – напросто невозможна ( Е.В. Руденский). Общение, протекающее именно в группе, которая выступает при этом как КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ.
В то время как на индивидуальном уровне наиболее общим способом лечения душевных ран и разрешения внутренних конфликтов является личностный рост, на более высоком, надиндивидуальном уровне универсальным рецептом исцеления души человека является его принадлежность к чему то большему, чем индивидуальное ,,Я,,. По сути, это возврат человека к своему природному естеству, так как принадлежность к человеческой общности — семья, рабочая команда, группа единомышленников, неформальное объединение людей по интересам – опирается на инстинктивные механизмы.
Подводя небольшой итог, можно сказать, что САМЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ПРЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ДОРОГОЙ К ДРУГИМ.