Энурез у ребенка. Психосоматика.

 

Энуре́з заболевание при котором появляется недержанием мочи. В большинстве случаев это  дети (94,5 %), часть подростков (4,5 % ). В основном проявляется во время сна, менее распространён вне сна. Одной общей причины для всех случаев энуреза не существует.

Большинство исследователей отводит важную роль вегетативным нарушениям.  Определённую роль в возникновения энуреза играет невроз. Считается, что психотравмирующая ситуация вызывает расстройство нормальной деятельности коры боьших полушарий головного мозга. Многие авторы указывают на наследственный генез заболевания. Важным фактором, способствующим возникновению энуреза, некоторые исследователи считают дисфункцию секреции биологически активных веществ, влияющих на мочевой пузырь.

Шире всего распространён первичный энурез, при котором взрослый ребёнок продолжает мочиться в постель. «Достаточно взрослым» ребёнок обычно считается в 4—5 лет, в этом случае ночное мочеиспускание, при отсутствии  урологических, неврологических и других аномалий считается энурезом]. Иногда указывают более поздний возраст, 6—7 лет.

Если расстройство возникает после некоторого периода устойчивой «сухости» (по крайней мере шесть «сухих» месяцев), диагностируют вторичный энурез.

Важно исключить нейрогенный мочевой пузырь или другое заболевание, которое может вызвать неотложный позыв к мочеиспусканию (например, острую инфекцию мочевыводящих путей.

Психологический фактор имеет большое значение. В своей практике я выделяю три возможных варианта, из за которых может появляться эта проблема. 1) Нарушение в работе вегетативной нервной системы – когда у ребенка или взрослого организм напряжен, то мозг будет искать бессознательный способ сброса внутреннего напряжения. Это может быть связанно с двумя ситуациями : 1) напряжение ребенок получает от родителей, не вербально сканируя внутреннее состояние родителей, мозг маленького ребенка подстраивается к внутреннему состоянию родителей. 2) когда ребенок сам переживает по ситуациям, которые вызывают у него беспокойство, иногда эти ситуации не осознанные.

2) Психотравма  – возможно в раннем детстве, когда еще небыли сформированы полноценно регулирующие механизмы в организме, ребенок испытывает сильный стресс : остался один в темной комнате, родители поругались, собака гавкнула и т.д. у ребенка происходит не контролируемый сброс внутреннего напряжения, сначала сильная мобилизация, которая запускает работу всего организма, а затем этап релаксации. Появляется импринт, мозг запоминает это событие и в дальнейшем такой способ расслаблять вегетативную нервную систему становится привычным ребенку.

3) вторичная выгода – ребенок бессознательно начинает привлекать внимание родителей, в дальнейшем вариантов развития этой вторичной реакции очень много : возможно появление еще одного ребенка в семье, возможно родители заняты бизнесом и мало времени уделяют ребенку, возможно родители ругаются между собой и ребенок таким образом пытается примерить родителей.

Возможны и варианты, когда подсознательно мозг ребенка использует несколько факторов.

Одной из опасностей данной проблемы является то, что у ребенка, когда не проходит долго энурез, это становится причиной развития других психологических проблем, появляется сильная не уверенность в себе, замкнутость, страхи, боязнь общения с противоположным полом.

Данная проблема хорошо поддается коррекции, но при максимальной вовлеченности родителей в процесс восстановления.

Нужно понять механизм работы вегетативной нервной системы, с точки зрения психологических реакций.

Родителям осознать возможные причины возникновения проблемы

(вышеуказанные).

Компенсировать те вторичные выгоды, которые родители обнаружили.

Релаксация для ребенка и родителей – упражнения пост изометрической релаксации, медитативные практики, массаж, дыхательные упражнения, упражнения из метода ПМНК.

Возможно, потребуется работа с психотерапевтом или психологом для реконструкции в памяти психотравмирующей ситуации, вызвавшей дальнейшую реакцию в теле.

Ребенок должен сильно захотеть избавиться это проблемы, просветительская роль и мотивационная роль родителей. Поощрять за каждую сухую ночь.

Упражнения должны выполнять систематически, нужно время для того, чтобы организм постепенно перестроился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + десять =