Йога и Психология. Возможности современной психологической науки.

Для того, чтобы помочь человеку справляться с новыми вызовами жизни, можно в русле йоги предложить некоторые полезные дополнения на основе современного научного понимания взаимосвязей психики, мозга и организма в целом (психосоматического континуума). Ведь по сравнению с эпохой Патанджали, психология, помимо интроспекции и интерпретации, обрела еще и объективные методы исследования психофизических состояний. В последние годы эти методы производят буквально переворот в области наук о человеке, названный нейрореволюцией.

Главное, что несет эта революция — объективное понимание психических процессов, опираясь на которое, в сфере духовных практик можно говорить о материальных, физиологических основах духовности — нейродуховности (neurospirituality). Сегодняшние представления об устройстве как индивидуальных, так и коллективных механизмов сознания можно разложить «по полочкам», в частности, с точки зрения нейропсихологии, модели функциональных блоков мозга.

Конечно, «основной вопрос» йоги, как впрочем и иных духовных практик, при этом остается прежним: вопрос о том, как жить правильно. Но не в отношении внешней формы — здесь нет универсальных конкретно-житейских рекомендаций, каждый решает сам. А в том, как жить правильно в отношении внутреннего, телесно-психического содержания, в отношении состояний жизни, субъективного бытия — экзистенции, в ее психофизическом и психосоматическом аспекте.

Как известно, главная, или стратегическая цель йоги — окончательная нирвана.
Идеал, заманчивый для посвященных — но труднодостижимый (а часто и вовсе неактуальный) для наших современников, ведущих обычный образ жизни, не «выпадающих» из цивилизации.

Тактическая же цель «для этой жизни» — достижение/ поддержание телесного и душевного равновесия. И она вполне достижима для всех желающих.

Такова утилитарная, повседневная задача духовных практик «для всех». Идеальная же цель («для избранных») может рассматриваться как удаленный ориентир (сверхзадача), как вектор, задающий направление «пути к себе», по которому каждый практикующий пройдет то расстояние, которое отмерит сам.

И тогда возвышенные, но далекие от современной жизни стандарты духовности мы можем несколько упростить, чтобы приблизить к повседневной реальности и тем самым объединить подходы йоги и практической психологии.

Тогда и возникает представление о «практической нирване», под которой понимается состояние человека, соответствующее стационарной, достаточно устойчивой внутренней удовлетворённости условиями своего повседневного бытия.

В терминах психологии, сюда входят:

  1. сохранение эмоционального равновесия,
  2. разрядка негативных эмоций,
  3. бесконфликтное общение,
  4. поддержание оптимальной мотивации и психоэмоционального тонуса.

Вот те практические задачи, которые можно решить, продвигаясь по проложенному йогой «пути к себе», адаптированному к реалиям сегодняшнего дня. В общем-то, любая систематическая практика йоги в определенной степени это и дает.

Следующий шаг на пути познания и совершенствования себя — не только регулярные занятия(по несколько раз в неделю), но и интеграция их в повседневную жизнь. То, что в терминах восточной традиции именуется «практика осознанности», а на языке психологии — адаптивный образ жизни. Это означает сделать соответствующие техники/ навыки/ состояния постоянными спутниками жизни, инкорпорировать их в свою личную реальность. И обращаться к ним если не на каждом шагу, то по крайней мере при возникновении любого стресса. Именно таким образом можно реально не допускать «захватывания» отрицательными эмоциями, избегать их негативных последствий (выгорание, демотивация, депрессия, проблемы со здоровьем, отношениями и т.п.), и в целом правильно, осознанно относиться к себе, к своей жизни.

Такова программа-минимум, выполнение которой обеспечивает улучшение психологического качества жизни, повышение уровня удовлетворенности. Ну, а при регулярной практике достигаются и особые способности «сиддхи» — конечно, не мифические, а практические. Такие, которые могут быть востребованы в сегодняшней жизни — креативность, интуиция, иррациональная эффективная коммуникация.

( Автор статьи — М.Е.Сандомирский. доктор психологических наук, кандидат медицинских наук.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два − два =