Зависимости. Зависимое поведение.

Практически любое увлечение человека (играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путешествиями, спортом, противоположным полом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и пр.) в своих крайних формах, достигая накала страсти, может приводить к саморазрушающему поведению и угрожать здоровью.

Зависимое поведение – это поведение риска, такое поведение, которое ведет или таит в себе значительную опасность привести к разрушению личности, психическим и соматическим болезням, смерти.  В профессиональных кругах зависимое поведение называется – аддиктивное поведение.

Аддективное ( зависимое поведение) – это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направленно на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

К основным видам зависимости относятся : химическая зависимость, акцентуированная активность ( игромания, интернет зависимость, трудоголизм, сексомания, телемания,  безпрестрастные разговоры по телефону, увлеченное коллекционирование, исключительная забота о собственном здоровье ( следование диетам, изнурение себя физическими упражнениями, избыточная вера в целителей), ургентная аддикция ( привычка думать что постоянно не хватает времени) и культовая зависимость. Однако полный список зависимостей врядли может быть составлен – появляются все новые виды зависимости.

В последнее время все чаще встречаются поведенческие зависимости. Элементы зависимого поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности.

Этапы развития зависимого поведения :

  • Появляется ,,точка кристаллизации,, в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции ( или устранением отрицательной) при определенном действии. Возникает понимание, что существует вещество или способ, или вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние.
  • Устанавливается зависимый ритм, который выражается в определенной последовательности обращения к средствам зависимости.
  • Формируется зависимость как составляющая часть личности. В этот период к предмету зависимости прибегают лишь в связи с жизненными трудностями. Существует естественная борьба между естественными и зависимыми стилями жизни. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный и становится частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни, в этом периоде в ситуациях повышенного контроля особой ответственности возможен контроль над своим пристрастием.
  • Устанавливается период полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими, человек погружается в зависимость, отчуждается от общества.

К внешним социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения , можно отнести технический прогресс  в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, питающий рынок все новыми и новыми товарами, которые являются потенциальными объектами зависимости. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи людей.

Все же, ведущая роль в происхождении зависимого поведения приписывается семье. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Эти работы убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности.

Немаловажная роль в формировании зависимости принадлежит младенческой травме ( в форме мучительных переживаний в первые два года жизни). Травма может быть связанна с физической болезнью, с утратой матери или ее неспособностью удовлетворять потребности ребенка, с какими то действиями родителей. Родители, как правило, не знают о своем психотравмирующем воздействии на младенца, когда, например, из лучших побуждений или по рекомендации доктора стараются приучить его к жесткому режиму питания и т.п. Переживая дистресс, в котором малыш не в состоянии помочь себе, он попросту засыпает. Однако, повторение тяжелой травмирующей ситуации приводит к нарушению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности. Позднее травму можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, неспособности их переносить, ощущению ,,небезопасности,, и ожиданию неприятностей. Эта особенность зависимых людей обозначается как низкая аффективная толерантность.

Такие люди не умеют заботиться о себе и нуждаются в ком то или чем – то, кто помог бы им справиться со своими переживаниями ( зачастую нелогичным способом под воздействием реакции вознаграждения в головном мозге, про это далее будет описание). Вместе с тем они испытывают глубокое недоверие к людям. В этом случае неживой объект (интернет например, алкоголь) может заменить человеческие отношения. Таким образом, люди, пережившие психические травмы в раннем детстве, имеют существенно больший риск стать зависимым.

В целом семья может не дать человеку необходимой любви и не научить его любить себя, что в свою очередь приведет к ощущению никчемности, бесполезности, отсутствию веры в себя. В соответствии с современными представлениями , люди  с зависимым поведением испытывают серьезные трудности в поддержании самоуважения. При этом многие зависимости выступают своеобразным средством регуляции самооценки личности.

Серьезной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые как правило сопровождаются алексетимией (неспособностью родителей выражать в словах свои чувства, понимать их, проговаривать). Ребенок не только заражается в семье негативными чувствами, он обучается у родителей замалчивать свои переживания, подавлять их и даже отрицать само их существование.

Для нормального развития ребенка важен процесс сепарации (отделения), а так же процесс индивидуализации. В семьях, где не произошло сепарации и индивидуализации зависимость становится одним из способов влияния на поведения других членов семьи, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. Одним из доказательств этому является усиление зависимого поведения при усилении семейных проблем.

Семья играет не только важную роль в приобретении зависимого поведения, но и в поддержании его ( проблема созависимости). Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют срыв, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения зависимого поведения у родственников, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы, может развиться состояние созависимости – негативные изменения в личности и поведении.

Так же, влиять на возникновение зависимого поведения может низкая приспособляемость к новым ситуациям, пониженный фон настроения, повышенная чувствительность.

Выделяют следующие психологические особенности лиц с зависимым поведением :

  • Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  • Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
  • Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
  • Стремление говорить неправду.
  • Стремление обвинять других.
  • Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
  • Стереотипность, повторяемость поведения.
  • Зависимость.
  • Тревожность.

Зависимой личности свойственен феномен ,,жажды острых ощущений,, характеризующийся побуждением к риску, обусловленный опытом преодоления опасности.

Важным фактором , влияющим на поведение личности  выступает низкая стрессоустойчивость. Предполагается, что зависимое поведение возникает при нарушении копинг-функции – механизм совладания со стрессом.  Исследования свидетельствуют о различиях в копинг поведении здоровых и зависимых людей. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция.

Бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя – эти и другие сущностные характеристики человека, вернее, их деформации, несомненно способствуют формированию зависимого поведения и его сохранностью.

Говоря о факторах зависимого поведения , следует еще раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определенных условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.

Почему же так много людей ради мимолетного удовольствия и возбуждения буквально набрасываются на возможность подвергнуть себя опасности от зависимого поведения? Все вышеописанные психологические реакции еще подкрепляются работой мозга.

Мезолимбический тракт, мезолимбическая система вознаграждения или мезолимбичсекая дофаминэргический тракт, он отвечает за чувство вознаграждения, которое регистрирует мозг и использует для этого дофаминовые нейроны. Существует еще несколько каналов и путей, связанной с системой вознаграждения, но общепризнанно, что этот самый главный. Эта система является центральным звеном в формировании зависимостей.

Зависимости, в том числе зависимость испытывать страх или подвергать себя опасности имеют следующую причину : мезолимбическая система вознаграждения вызывает у вас чувство удовольствия, когда вы делаете что то хорошее, однако ,,чем то хорошим,, может оказаться очень много всего, и когда что то плохое перестает происходить, это становиться тоже хорошо для мозга.

Из-за действия адреналина и других гормонов стресса, реакции ,,бей – беги, в которой человечество вынужденно находиться постоянно ( причины стрессов и напряжений в статье ,,Психоэкология,,) мы начинает искать способ запустить реакцию Парасимпатического отдела Вегетативной нервной системы – восстановление, используя для этого всевозможные способы. Однако, так как активная работа длительное время гормонов стресса истощает организм, то на нахождение способа восстановиться позитивно у человека нет энергетической возможности, в следствии этого, человек начинает повторять те действия, которые были усвоены им в процессе взросления, наблюдая как это делали родители и ближайшее окружение. Если родители регулярно ,,выпускали пар,, через крик и агрессию, повторяется эта же реакция как привычная для мозга. В этот момент происходит ,,вознаграждение,, мозгом самого себя, потому что, нервная система перестала испытывать энергозатратую реакцию ,, бей – беги,, и начала отдыхать, в этот момент мезолимбическая система выдает порцию дофаминовых гормонов, что в последующем еще больше вызывает потребность именно в таком сбросе напряжения и поощрения себя.

По существу, человек стремиться повторять тот жизненный опыт, который когда то он уже испытывал на уровне работы мозга ( лимбической системы и нервной системы), начиная с периода рождения. Человек в период рождения испытывает сильный первый стресс в жизни с последующем первым вдохом и расслаблением.  Детские (Психологически) формы сброса напряжения и становятся причинами зависимостей человека, в дальнейшем подкрепленные и социальным поощрением. Взять на себя ответственность за свое состояние здоровья, регулярное восстановление организма, осознание своих ,,детских,, способов получать поощрения от мозга, формирование жизненных целей и задач, приводит к Зрелости личности и комфортному проживанию своей собственной жизни.

В статье, помимо размышлений автора ( Бирюкова Михаила)  используются  материалы авторов, ученых : В.А.Кулганов, В.Г.Белов, Ю.А.Парфенов, М.Е.Сандомирский, Д.Бернетт.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 4 =